12 советов по зарядке автомобильного аккумулятора


Бортовая электросеть автомобиля при стоянке питается от аккумуляторной батареи. Кроме этого источник питания обеспечивает пуск двигателя, раскручивая электростартером коленвал. В современных авто в большинстве случаев применяются кислотные аккумуляторы определенной емкости, зависящей от вида, мощности и объема силовой установки.

Во время эксплуатации батарея постоянно подзаряжается от генератора, но при кратковременных поездках или длительных стоянках автомобиля этой подзарядки может не хватить, особенно в холодное время года. Поэтому каждый автолюбитель должен иметь под рукой зарядное устройство, которое обеспечит, в случае необходимости, быструю зарядку аккумулятора или полное его восстановление.

фото 1

В этой статье описывается как правильно и безопасно производить зарядку химического источника электропитания автомобиля, чтобы избежать проблем во время его эксплуатации.

Проверка уровня зарядки автомобильного аккумулятора

Срок службы аккумуляторной батареи на автомобилях составляет в среднем три года. При идеальном обслуживании и щадящей эксплуатации срок можно продлить до пяти лет.

В обслуживание входит проверка зарядки аккумулятора. Этот процесс можно выполнить самостоятельно, имея некоторые приборы. Существует четыре способа определения заряженности батареи:

  1. Встроенным индикатором.
  2. Тестером или мультиметром.
  3. Нагрузочной вилкой.
  4. Ареометром – замер плотности электролита.

Конструкция современных аккумуляторных батарей включает в себя индикаторы, позволяющие определять визуально, заряжена АКБ или нет. Установлены они на верхней площадке корпуса в виде «глазков».

фото 2

Определяется следующим образом. Если в окошечке индикатора зеленый цвет, то аккумулятор полностью заряжен и готов к эксплуатации. Если красный, то снизился уровень электролита, необходимо долить дистиллированной воды, после чего поставить на зарядку. Если серый или черный, то определенно требуется зарядка.

фото 3

Следующий способ это измерение напряжения на клеммах аккумулятора мультиметром. Производится он при заглушенном двигателе, но с включенным зажиганием.

фото 4

Считается, что батарея имеет номинальное напряжение 12 вольт, но фактически, при 100% заряженности она имеет 12,7 вольт. В таблице показано, как напряжение зависит от степени заряженности батареи.

Заряженность батареи (%) Напряжение на клеммах (В)
100 12,7
90 12,6
80 12,5
70 12,4
60 12,3
50 12.2
40 12,1
30 12,0
20 11,9
10 11,8
0 11,7

Замеры выполняются следующим образом:

  • на мультиметре переключателем устанавливается режим измерения напряжения 20 Вольт;
  • красный провод подключается к плюсовой клемме аккумулятора, а черный провод – к минусовой;
  • смотрим на показание мультиметра, по напряжению при помощи таблицы определяем степень заряженности АКБ.

Далее, судя по результатам, принимаем решение, подзаряжать источник питания или нет.

Измерение уровня зарядки аккумулятора нагрузочной вилкой практически тот же способ, что и измерение мультиметром, только в конструкцию вилки добавлено нагрузочное сопротивление, имитирующее работу стартера.

фото 5

Чтобы измерить, нужно подключить провода к клеммам батареи, соблюдая полярность (обычно вилка имеет один провод «минусовой» с зажимом и жесткий щуп для присоединения упором к «плюсовой» клемме). На приборе высветится текущее напряжение АКБ. Подключаем сопротивление. Если показания более 10 Вольт, то заряд достаточен для пуска двигателя, если менее, то необходимо подзарядить аккумулятор.

Наконец уровень зарядки можно определить, узнав плотность электролита. Плотность замеряется специальным прибором ареометром. Выполнять замеры следует осторожно, соблюдая технику безопасности, так как будет производиться забор электролита, в состав которого входит серная кислота.

Процесс проведения теста происходит следующим образом:

  • открутить все пробки аккумулятора;
  • по очереди берем пробу из каждой банки и замеряем плотность ареометром;
  • сопоставляем данные, они должны быть одинаковы.

В нормально заряженной батарее плотность должна быть от 1,25 г/см3 до 1,27 г/см3, если ниже, то нужно заряжать аккумулятор.

Фото 6

В таблице указана плотность 100% заряженной батареи для различных климатических условий.

Частота зарядки аккумулятора автомобиля

Конкретного числа количества зарядок аккумулятора в инструкции нет. При нормальной работе электрической схемы и генератора автомобиля его можно не подзаряжать весь срок службы, отпущенный производителем.

фото 7

Однако, опыт показывает, что хотя бы раз в год необходимо АКБ провести профилактику.

Когда следует ставить АКБ на зарядку

Самый сложный период эксплуатации автомобиля – это конец осени, зима, начало весны. В это время года используются все энергоемкие приборы транспортного средства (подогрев зеркал, сидений, заднего стекла, вентилятор отопителя и т.п.), которые усиливают нагрузку на аккумулятор. Мало того, при запуске мотора в зимний период стартер потребляет больше пускового тока из-за сгущения масла в картере (тяжело проворачивается коленвал). Так же отрицательные температуры влияют на емкость аккумулятора.

Исходя из этого, стоит перед зимними холодами обязательно провести профилактику аккумуляторной батарее и полностью зарядить внешним зарядным устройством.

Что лучше заряжает, зарядное устройство или генератор

Если генератор двигателя в нормальном техническом состоянии и автомобиль довольно длительно эксплуатируется, чем стоит, то нет необходимости подзаряжать аккумулятор внешним зарядным устройством.

ЗУ используют, для того, чтобы восстановить батарею и довести ее к максимальному барьеру зарядки, а дальше сделает свое дело генератор. Дело в том, что внешнее устройство заряжает при постоянном токе. Когда напряжение на батарее доходит до 14,4 В, зарядка прерывается, чтобы избежать выкипания электролита и не дает полностью зарядить АКБ.

Генератор заряжает аккумулятор при постоянном напряжении (в диапазоне 13,8 – 14,5 В в зависимости от системы электропитания автомобиля), а зарядный ток регулируется внутренним сопротивлением батареи, которое снижается при уравновешивании напряжений генератора и батареи.

Иначе можно сказать, внешнее ЗУ выдает конкретный ток, а генератор тот ток, который нужен аккумулятору.

Фото 8

Из этого следует, что стационарное устройство не может зарядить кислотный источник питания так же, как генератор.

Возможна ли зарядка аккумулятора на автомашине

Все возможно в нашем мире, но лучше не надо. Так как зарядное устройство, в зависимости от конструкции, может подавать напряжение до 16 В, а то и до 18 В. Потребители электроэнергии на автомобиле, которые по роду своей деятельности, не отключаются (это сигнализация, лампочка салона при открытой двери, лампочка багажника и многое другое) могут перегореть из-за большого напряжения.

фото 9

Если возникла необходимость зарядить аккумулятор, не снимая с автомобиля, или по каким-либо другим причинам нет возможности снять батарею, то произвести зарядку возможно при соблюдении следующего алгоритма:

  1. Выключить зажигание, вынуть ключ.
  2. Отсоединить минусовую клемму с аккумулятора.
  3. Подсоединить провода от зарядного устройства к батарее, плюс к плюсу, минус к минусу.
  4. Включить ЗУ.
  5. После зарядки сначала снять провода с клемм, затем отключить зарядное устройство, иначе может быть перенапряжение.
  6. Подсоединить минусовую клемму к аккумулятору. Готово.

Зарядка АКБ при редких поездках

Бывает так, что автомобиль в сутки проезжает 10 – 20 километров в городской черте, с частыми стоянками и остановками. И происходит это ежедневно, да еще в зимний период. В этом случае АКБ не получает от генератора достаточной подзарядки (не хватает времени и частые запуски расходуют много энергии), с каждым днем емкость батареи становится все меньше, а процент зарядки все ниже. В один прекрасный момент это может закончиться неприятностью. В лучшем случае источник питания полностью разрядится и не сможет крутить стартер, в худшем – выйдет из строя без возможности восстановления. Такова реальность.

фото 10

Чтобы этого не случилось нужно периодически проверять зарядку батареи (одним из способов, описанных выше) и подзаряжать аккумулятор.

Автолюбители приспосабливаются по-разному, исходя из своих возможностей и условий содержания автомобиля. Некоторые снимают АКБ и уносят домой на подзарядку в ночной период, но это создает некоторые неудобства. Другая часть водителей приобретают дополнительный источник питания намного легче весом и меньшей емкостью и подключают его на ночь к основной батарее, чтобы повысить уровень заряженности.

фото 11

На рынке успешно реализуются АПЗУ – автономное пускозарядное устройство, которое дает возможность в любое время реанимировать аккумуляторную батарею и запустить двигатель.

Подготовительные работы и техника безопасности

Прежде чем производить зарядку аккумулятора, его необходимо снять с автомобиля и очистить от загрязнений. Очистка выполняется тряпкой, смоченной в щелочном растворе. Раствор можно изготовить самостоятельно, смешав воду с пищевой содой в пропорции 200 миллилитров на 1 столовую ложку. Обрабатывать поверхность батареи нужно до тех пор, пока перестанет выделяться пена, после этого насухо вытереть АКБ.

Выполнив процедуру очистки, вывинчиваем все пробки (при зарядке они тоже должны быть открыты) и проверяем уровень электролита, если не хватает необходимо долить дистиллированной воды до необходимого уровня.

Следует помнить, аккумуляторная батарея – это химический источник электрического тока, который потенциально опасен и может нанести вред здоровью окружающих, если не соблюдать простые правила безопасности при его зарядке.

Выписка из правил техники безопасности при зарядке АКБ:

  1. При снятии батареи с автомобиля сначала следует отсоединить минусовую клемму.
  2. Требование к помещению, где будет заряжаться аккумулятор: а) оно не должно быть жилым; б) должна быть хорошая вентиляция; в) внутри помещения оптимальная температура воздуха должна быть выше +10С; г) не должно быть открытого огня (камины, печи, открытые электрические обогреватели и т.д.).
  3. При работе руки должны быть сухими, желательно в защитных перчатках, на руках не должно быть колец, браслетов из металла, часов и т.д.
  4. Для поддерживания уровня электролита в аккумулятор доливается только дистиллированная вода, нельзя доливать электролит и простую воду, даже кипяченную.
  5. При зарядке батареи нельзя пользоваться открытым огнем (курить, зажигать спички, зажигалки и т.д.), иначе может произойти взрыв паров, выделяемый из АКБ.
  6. Заряжать аккумулятор следует специальным зарядным устройством, желательно, чтобы оно было изготовлено на заводе и сертифицировано производителем.
  7. Сначала к клеммам батареи подсоединяются провода (красный – плюс, синий или черный – минус), затем ЗУ подключают к электрической сети.
  8. Поверхность, на которую устанавливают аккумуляторную батарею для зарядки, должна быть ровной, без уклона и сухой.
  9. При зарядке следует следить за температурой электролита, если она повысится более +45С, то необходимо приостановить процедуру зарядки.
  10. Прежде чем начать процесс по работе с АКБ, необходимо изучить инструкции по эксплуатации данной аккумуляторной батареи и зарядного устройства.

Эти правила несложные и ради безопасности не следует ими пренебрегать.

Настройка зарядного устройства

Перед зарядкой АКБ на зарядном устройстве следует выставить ограничения по напряжению и силе тока. Это делается для того, чтобы избежать сульфатации пластин и закипания электролита.

фото 12

Безопасным напряжением для зарядки считается 14,7 В, ток 10% от емкости аккумулятора. Современные зарядные устройства имеют автоматический режим по напряжению, т.е. сами регулируют в процессе зарядки, просто устанавливается переключатель на то напряжение, которое на батарее (6, 12, 24 Вольт). По зарядному току ситуация другая, производится расчет. Например: АБК емкостью 60 А*ч, то максимальный зарядный ток будет равен 6 А (60*1/10=6А).

Это максимальный зарядный ток, который не принесет вреда. Идеальным вариантом считается, что заряжать нужно меньшим током почти на половину, т.е. 3 А. Это увеличит время зарядки, но качество улучшит и уменьшит риск перегрева аккумулятора.

Режимы зарядки аккумулятора

Существуют три режима или способа зарядки кислотного аккумулятора:

  • с «неизменным» током;
  • с «неизменным» напряжением;
  • комбинированный.

В первом случае АБК начинают заряжать током равным 10% емкости батареи. Далее, ток уменьшают в два раза и к окончанию зарядки в четыре раза. Достоинство этого режима в том, что он позволяет достичь полного заряда батареи (100%). Недостатки заключаются в том, что увеличивается время зарядки и необходимо хотя бы дважды снижать силу зарядного тока, чтобы уменьшить негативные явления, действующие на аккумулятор (обильное выделение паров электролита, нагрев батареи).

Второй случай похож на зарядку генератором, только на зарядном устройстве можно менять напряжение, а на генераторе нет. На ЗУ устанавливается напряжение 14,5 В, подключается батарея и включается устройство. Изначально зарядный ток будет большим, но по мере пополнения аккумулятора он будет уменьшаться. Батарея считается заряженной, если ток при постоянном напряжении перестал уменьшаться. В этом случае АКБ зарядится, но не более чем на 80%. Недостатки этого режима в том, что электролит в начале зарядки сильно нагревается из-за большой силы тока, так же батарея не заряжается полностью.

Третий способ комбинированный, наиболее предпочтительный, потому что включает в себя положительные моменты первых двух. На первом этапе зарядки устройство применяет режим с «неизменным» напряжением, далее в определенный момент переключает на режим с «неизменным» током. Это исключает нежелательное кипение электролита, обильное выделение газов и позволяет зарядить батарею на 100%. В современных зарядных устройствах этот процесс автоматизирован.

Пошаговая инструкция процесса зарядки

Подводя итог, получаем следующую инструкцию по зарядке аккумулятора:

  1. Перед зарядкой батарею нужно снять с автомобиля и почистить. фото 13
  2. Установить аккумулятор на верстак или ровную поверхность рядом с зарядным устройством в проветриваемом помещении. фото 14
  3. Если АКБ обслуживаемый, то необходимо выкрутить пробки на банках, и проверить уровень электролита (по необходимости, долить дистиллированной воды). фото 15
  4. Подсоединить провода от зарядного устройства к клеммам, плюс (красный) к плюсу, минус (синий или черный) к минусу. фото 16
  5. Включить зарядное устройство и установить необходимую силу тока, сверяясь по амперметру.
  6. Заряжать батарею одним из способов, рассмотренных выше.
  7. Отключать батарею нужно в обратном порядке подключения.
  8. После зарядки отключаем ЗУ и устанавливаем аккумуляторную батарею в автомобиль на штатное место.

Время зарядки аккумулятора

Время зарядки зависит от состояния аккумулятора, насколько он разряжен. Полностью «истощенная» батарея потребует для 100% уровня заряженности 12 – 15 часов, при условии, если зарядный ток будет равен 10% емкости АКБ.

Для аккумуляторной батареи этот ток будет действовать как «шоковая терапия», поэтому в большинстве технических инструкций советуют уменьшить ток хотя бы в два раза, из-за этого возрастет время зарядки до 30 часов.

Есть формула, по которой можно рассчитать время зарядки аккумулятора, учитывая процент его разряженности.

T = 2 * Cз/Iз,

где: Т – время зарядки (час);

Сз – требуемая емкость восстановления (А*ч);

Iз – ток зарядки (10% от емкости батареи в А).

Сз = Са * Ез/Еп,

Где: Сз – требуемая емкость восстановления (А*ч);

Са – емкость аккумулятора (А*ч);

Ез – процент необходимой зарядки до полной (%);

Еп – полная зарядка (100%).

Пример расчета для АКБ емкостью Са = 60 А*ч, разряженной на Ез = 25%.

Сз = 60 * 25/100 = 15 (А*ч);

Т = 2 * 15/6 = 5 (часов)

Признаки успешной зарядки аккумулятора

Самый явный признак, что аккумулятор зарядился, это закипание электролита. В этот момент напряжение на клеммах батареи перестает расти при неизменном зарядном токе. После этого можно проконтролировать уровень зарядки одним из способов, описанных выше.

Экстренная зарядка АКБ зимой

Если в мороз аккумулятор не крутит стартер двигателя, не стоит торопиться заряжать его. Нужно убедиться сначала в том, что электролит в батарее не замерз и корпус целый, не имеет трещин, только после этого снимаем АКБ и несем в тепло. В большинстве случаев после отогрева емкость источника питания восстанавливается, что позволит запустить двигатель, и далее генератор зарядит его.

Бывает, что электролит замерзает, но корпус остается целым. В этом случае АКБ можно отогревать в теплой воде (не более +35С), лучше в тазике или небольшой емкости, следить, чтобы поверхность и клеммы были сухими. После этого, проверить плотность, и по необходимости подзарядить зарядным устройством, чтобы хватило на запуск двигателя. Остальное сделает генератор.

фото 17

Аккумулятор можно заряжать ЗУ, не снимая с автомобиля, если только электролит не замерз, и уровень заряженности не спустился до нуля. Необходимо помнить, что при зарядке нужно отсоединить минусовую клемму батареи от массы, и зарядить столько, чтобы хватило запустить двигатель.

«Прикуривание» от заряженной АКБ

«Прикуривать» от внешней заряженной батареи или от батареи, находящейся на другом автомобиле, возможно, но требуется соблюдать некоторые правила и иметь при себе два провода с «крокодилами» сечением не менее 16 мм, длинной 2 – 2,5 метра. Такой толстый провод нужен потому, что через него будет идти пусковой ток.

фото 18

Алгоритм выполнения «прикуривания» будет следующий:

  1. На автомобиле, который необходимо завести, отсоединяем минусовую клемму от аккумулятора.
  2. Подсоединяем провода с «крокодилами»: красный к плюсовой клемме батареи, синий или черный к снятой минусовой клемме или к корпусу автомобиля.
  3. Вторые концы проводов, согласно полюсам, подсоединяем к аккумулятору донора-автомобиля.
  4. Запускаем мотор, даем ему немного поработать и отсоединяем провода «прикуриватели», генератор справится с питанием электрооборудования.
  5. Соединяем минусовую клемму с аккумулятором.

Отсоединять минусовую клемму нужно для того, чтобы избежать негативных явлений, таких, как выход из строя электроники (особенно на современных автомобилях). Нельзя прикуривать если АКБ неисправна: греется, издает сильный запах, вытекает электролит и т.д.

Профилактика

Для долгого срока службы и безотказной работы рекомендуется производить профилактику химическому источнику электроэнергии два раза в год. Перед осенне-зимнем периодом и после него. Конкретные работы – это:

  • чистка от загрязнений и отложений кислотных солей; фото 19
  • визуальный осмотр;
  • проверка уровня и плотности электролита; фото 20
  • подзарядка батареи; фото 21
  • проверка жесткости крепления к штатному месту;
  • покрытие защитным составом клемм от окисления.

Все эти нехитрые манипуляции помогут без проблем эксплуатировать долгое время аккумуляторную батарею.

Специальный набор для оживления аккумулятора

Наборов существует несколько для «оживления» аккумуляторных батарей, отличаются они размерами, принципом действия и конструкцией. Одно из таких устройств наиболее выделяется. Оно мобильное, небольших размеров (похоже на внешний аккумулятор смартфона), имеет большие выходные токи, хватает на несколько запусков двигателя. Называется «Бустер». В набор входят провода и зарядник.

фото 22

Обладает простым управлением для оживления АКБ при пуске мотора:

  • закрепить на клеммах батареи провода от «Бустера», плюс к плюсу, минус к минусу;
  • подождать пока появится специальный сигнал на табло;
  • включить зажигание и произвести пуск двигателя;
  • отсоединить провода «Бустера» от клемм батареи.

Это оптимальный вариант, хотя существуют пускозарядные устройства с внешним подключением к электросети

фото 23

и автономные пускозарядные устройства со встроенным аккумулятором.

фото 24

 

Полезное видео:

Помогла статья? Оцените её
Очень плохоПлохоХорошоОчень хорошоПревосходно!!! (Пока оценок нет)
Загрузка...
Добавить комментарий

Вверх
Adblock
detector