Установка и настройка спутниковой сигналки


В арсенале почти любой фирмы, выпускающей оборудование для охраны авто, есть как минимум одна спутниковая автосигнализация, оборудованная модулем GPS/GSM. Вместо навигации GPS может использоваться ГЛОНАСС, но суть от этого не меняется – сигналка «знает», где именно автомобиль находится, а также может отправлять тревожные сообщения на телефон владельца. Управление состоянием сигналки, то есть переключение режимов работы по-прежнему будет осуществляться с брелока. Но дублировать брелок можно сотовым телефоном. Для сигнализаций указанного типа есть особенности, касающиеся методов монтажа. То же относится к настройке, а перечислены эти особенности будут дальше.

Сравнение сигналки GPS/GSM с обычной

Все охранные системы, выпускаемые сегодня, с точки зрения установщика содержат одни и те же элементы. Важным элементом является основной блок. К нему, то есть к основному блоку, подключаются дополнительные: антенный блок (организует связь с брелоками) и некоторые другие. Теперь рассмотрим, что добавится, если используется технология GSM. Связь автомобилей с GSM-вышками обеспечивает отдельный модуль, монтируемый на печатную плату основного блока. Антенна может быть внешней, но чаще она является встроенной. В этом случае, основной блок лучше разместить под торпедо, чтобы металл не находился на пути радиоволн.

1,2,3,4,5 - установка модулей

Место установки каждого модуля

Выше показано, где именно лучше располагать то или иное устройство:

  1. Место размещения GSM-антенны либо основного блока (если антенна является встроенной);
  2. Здесь лучше установить антенный модуль, отвечающий за связь с брелоками;
  3. Над торпедо размещают индикатор состояния охранного комплекса (светодиод);
  4. Модуль сирены закрепляют под капотом;
  5. Цифрой «5» отмечено место установки температурного датчика.

Чтобы осуществлять спутниковый мониторинг, сигналку снабжают модулем GPS/ГЛОНАСС. Это устройство может быть внешним, подключаемым к основному блоку либо встроенным. Но антенна навигатора является только внешней!

Модуль GPS+GSM

Интегрированный модуль GPS+GSM

Знайте, что две антенны, GSM и GPS, должны отстоять друг от друга как минимум на 30 см. Угол установки значения не имеет.

Правильная установка SIM-карты

Допустим, ваша спутниковая автосигнализация не снабжается отдельным устройством, отвечающим за функции GSM. Тогда корпус основного блока потребуется разобрать. Что выполняют ещё до проведения установки спутниковой сигнализации. Внутри корпуса будет расположен слот, предназначенный для SIM-карты, но не спешите с её установкой. Как минимум она должна быть разблокирована, а в её память иногда требуется вносить номера телефонов.

Всем номерам, записанным в память, сигнализация присваивает тот или иной приоритет. Высший приоритет будет только у одного из номеров. Звонки и SMS, полученные с этого номера, могут менять состояние сигналки. Отключать охранные функции можно с одного телефонного аппарата, а владельцы других номеров смогут только получать информацию, но не менять её.

Схема оповещения владельца авто

Порядок оповещения (четыре номера)

 

Множество номеров используется затем, чтобы осуществлять спутниковое слежение, даже когда основной телефон становится неисправен. Вряд ли можно придумать что-либо лучшее.

Настройка функций основного блока

Что меньше всего любит большинство профессиональных монтажников, занимающихся установкой сигналок? Конечно, выполнять настройку. А спутниковая сигнализация, даже правильно установленная, всегда требует проведения дополнительной настройки. Например, по умолчанию в ней будет отключено даже спутниковое слежение за авто. Вместо этого, задействуется приблизительное определение координат (сервис реализован в протоколе GSM). Как этот недочёт исправить, рассматривается дальше.

Выбор опций модуля GPS/GSM

Для всех автомобилей, в которые установлена спутниковая сигнализация, связь GSM является необходимой. Она нужна, чтобы отправлять тревожные и информационные сообщения и получать команды. Конечно, в отсутствие GSM-сигнала охранный комплекс взаимодействует с брелоками. Но дальность связи при этом остаётся низкой. А ещё, по базовым GSM-станциям могут определяться координаты, что используется, когда спутниковые системы оказываются недоступны.

Как взаимодействуют устройства сежду собой

Взаимодействие устройств GSM/GPS

По умолчанию GSM-модуль всегда включён. Настраивать другие опции вы будете отправкой SMS, используя для этого телефон с максимальным приоритетом.

Спутниковая сигнализация на авто всегда находится в режиме онлайн. Рассмотрим, как включить спутниковое слежение. Для настройки сигналок Starline, например, отправляют SMS с командой «00492». Проверим, действительно ли координаты после этого определяются точнее:

Смс-ответ с командой "43"

Ответ в SMS, команда «43»

Сигналке была отправлена команда 43, в ответе которой есть ссылка, позволяющая перевести текстовый формат в «графику». Как видим, всё работает корректно.

В нашем случае спутниковый мониторинг будет осуществляться так: делаем запрос, получаем ответ. Существуют более сложные алгоритмы, которые тоже быстро задействуются:

  • Оставаясь в режиме онлайн, основной блок вам отправит SMS, как только координаты авто изменятся относительно «стартовых» (запомненных при включении режима охраны);
  • Есть такое понятие, как системный SMS-отчёт. Он содержит сведения, касающиеся изменений, отслеживаемых после активации охранного режима. Настройте отправку отчётов через каждые N минут;
  • Отслеживать координаты в реальном времени позволяют только сложные охранные комплексы. Но по факту, ими используется алгоритм, указанный в самом начале списка.

Сложные спутниковые системы мониторинга, отслеживающие координаты многих автомобилей сразу, работают по принципу, который рассматривался выше. Меняются координаты, отправляется SMS, и оператор видит изменения на экране.

На дисплее виден набор объектов

Набор объектов, один дисплей

 Управляем сигналкой по телефону

Спутниковые системы позволяют определять координаты, когда «хорошо слышен» сигнал трёх спутников сразу. Если уровень сигнала снижается до неприемлемых значений, задействуется резервный режим, о чём уже говорилось выше. А заодно, владелец об этом событии получит SMS-сообщение. Сигналка может отправлять сообщения практически о каждом событии. А управлять её охранными функциями можно с помощью сотового телефона. Рассмотрим пример.

Вот как могут выглядеть команды, подаваемые основному блоку:

Инструкция сигнализации Старлайн

Скриншот инструкции сигналки Starline

Прежде всего, здесь есть два важных кода – 10 и 11. Можно снять автомобиль с охраны или включить охранный режим, и для этого потребуется только отправить SMS. Судя по отзывам, «время срабатывания» не превышает 3-х секунд. Разумеется, основной модуль должен оставаться в онлайне. Впрочем, даже при потере базовой GSM-станции спутниковое слежение может действовать.

Обрыв связи между авто и станцией

Разрыв связи автомобиль-станция

Тревожные сообщения в этом случае будет получать брелок.

Проанализировав даже то, что сказано в последней главе, можно заметить наличие потенциальной уязвимости.

Допустим, по просьбе своих знакомых владелец снимает автомобиль с охраны, но планирует через 5 минут вернуть всё, как было. А через минуту спутниковая сигнализация теряет контакт с GSM-станциями. Попытка восстановить охранный режим в такой ситуации закончится ничем. К подобным последствиям, кстати, необязательно будет приводить чей-то злой умысел – просто связь может периодически восстанавливаться и теряться. Именно поэтому при установке спутниковых сигнализаций губительной можно считать каждую ошибку, допущенную монтажником.

Потенциальные уязвимости

Спутниковое слежение – это хорошо, но как быть, когда сигнал от спутника становится неразличимым? Станции GSM, как говорилось выше, тоже располагают сервисом, помогающим определять координаты. Точность их определения, правда, равна плюс-минус 250 метров. Но заглушить при желании можно и сигнал GSM. Рядом с антенной, то есть перед лобовым стеклом можно установить «глушилку».

Сделанный сосбтвенными руками прибор, подавляющий сигнал

Подавитель GSM-сигнала (самодельный)

Спаять такое устройство по силам каждому, у кого нет «аллергии на электричество».

Исходя из всего, что было перечислено выше, возникает вопрос, а действительно ли спутниковый мониторинг может использоваться в охранных целях.

На любое устройство, наделённое приёмником радиоволн, можно воздействовать подавителем сигнала. Спутниковые телефоны, к примеру, используют двустороннюю связь со спутником. Но даже такой телефон можно «заглушить» (заставить его «потерять сигнал»). Что уж говорить о бюджетных GSM-модулях, теряющих связь даже в отсутствие направленных воздействий.

Некоторые изготовители предлагают использовать не GSM, а GPRS-соединение. И сигнализация вроде бы должна оставаться в режиме онлайн непрерывно. А каждый разрыв связи будет идентифицироваться, как попытка угона. В реальности, как нетрудно понять, ложных срабатываний будет слишком много, и владелец просто отключит «лишнюю» опцию. В общем, спутниковые сигналки с GPRS не могут быть лучше «обычных» (с GSM).

Схематическое изображение сигналов

В теории всё выглядит идеально

История развивалась так: сначала спутниковые модули стали доступны по низкой цене. Затем, их стали применять в целях охраны. И, наверное, технологии будут развиваться дальше. А пока спутниковые сигналки устанавливают те, кому необходимо застраховать авто по КАСКО. Речь, конечно, идёт не о самом дешёвом варианте страхования.

Алгоритмы работы спутниковых сигнализаций

http://youtu.be/qGIbEvjAHIU

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.